Телевидение, театр и кино в Италии

Культура и общество Италии

Телевизор вообще занимает большое место в жизни среднего итальянца. Телевидение играет немалую роль в культурном просвещении итальянцев, ежедневно предлагая зрителям отечественные и зарубежные фильмы, драматические и оперные спектакли, многосерийные телефильмы и пр. Викторинами на разные темы с премированием их победителей, многочисленными песенными конкурсами, интервью с известными спортсменами, артистами, политическими деятелями итальянское телевидение завоевало огромную популярность у своих зрителей.

Телевизионные передачи, однако, не подавляют интереса итальянцев к кино. Несмотря на очень дорогие билеты, кинотеатры страны собирают большое число зрителей. По посещаемости кинотеатров Италия занимает второе место в мире после США. Тягу к кино итальянцы стали проявлять с первых шагов отечественной кинематографии. В 1896 г., т. е. через год после изобретения кино, был снят первый итальянский фильм. Через десять лет в Турине, Риме и Милане уже существовали небольшие кинофирмы, выпускавшие художественные фильмы. С тех пор итальянское кино прошло более чем полувековой путь развития, пережив за это время несколько периодов расцвета и упадка. К 1912—1913 гг. относится подъем итальянской кинематографии, получившей мировую известность благодаря фильмам на литературные и исторические сюжеты. В годы фашистской диктатуры кино Италии переживало кризис.

После окончания второй мировой войны в итальянском кино возникло прогрессивное направление, известное под названием неореализма. Одной из первых тем этого направления стало движение Сопротивления. В дальнейшем неореалистические фильмы посвящались острым социальным проблемам, волновавшим Италию в послевоенные годы. Фильмы "Похитители велосипедов" Витторио Де Сики, "Нет мира под оливами", "Рим, 11 часов" Джузеппе Де Сантиса, "Неаполь — город миллионеров" Эдуарде Де Филиппо, "Дорога надежды" Пьетро Джерми обошли экраны многих стран мира. Однако вскоре прогрессивное итальянское кино столкнулось с серьезными трудностями. Демохристианским правительством и Ватиканом неореалистические фильмы были объявлены вредными и антинациональными.

Цензурные преследования не способствовали расцвету творчества кинематографистов, все труднее становилось финансировать фильмы. Чтобы укрепить финансовые позиции кинематографии страны, итальянские кинопромышленники стали заключать соглашения о сотрудничестве с европейскими и американскими фирмами. Но в идейном смысле это оказало пагубное влияние на дальнейшее развитие итальянского кино. С проникновением американского капитала голливудские монополии постепенно подчинили себе итальянские киностудии. Экраны страны заполнили фильмы американских кинокомпаний. В середине 50-х годов начался кризис неореализма. Важнейшие социальные проблемы итальянского общества получали далеко не достаточное отражение в фильмах режиссеров этого направления. К социальной и антифашистской тематике вернулась в конце 50-х — начале 60-х годов лишь часть итальянских кинематографистов. Современное состояние итальянского буржуазного общества нашло свое отражение в фильмах Лукино Висконти "Рокко и его братья", Федерико Феллини "Сладкая жизнь" и "Восемь с половиной" и в нескольких фильмах Микеланд-жело Антониони.

Трудный период пережило итальянское кино в середине 60-х годов. Экраны страны заполонили коммерческие фильмы — "вестерны", сентиментально-эротические картины, детективы. Лучшие традиции прогрессивного послевоенного кино сохраняли лишь некоторые режиссеры. На рубеже 70-х годов возникло новое направление — так называемое "левое политическое кино". Его приверженцы, талантливые режиссеры Элио Петри, Франческо Рози, Джулиано Мон-тальдо и др. , противопоставляют свои фильмы коммерческой продукции буржуазного кино. Однако в наши дни ставить прогрессивные фильмы в Италии нелегко. Итальянская кинопромышленность пронизана американским влиянием. Программы многих кинотеатров, находящихся в руках американского капитала, диктуются заокеанскими хозяевами. На экранах кинозалов, как и по телевидению, чаще всего демонстрируются низкопробные американские боевики. Фильмы в таком же духе снимают и многие итальянские режиссеры. Все это пагубно сказывается на формировании вкуса итальянского, когда-то весьма взыскательного зрителя. Мировая критика наших дней совершенно справедливо отмечает кризис современного итальянского кино. Серьезные трудности переживает в настоящее время и итальянский театр. Этот вид искусства появился на Апеннинском полуострове в глубокой древности и в течение многих веков занимал важное место в жизни итальянцев.

Зачатки театрального искусства были уже в древних италийских земледельческих обрядах. В средние века театрализованными действиями сопровождались карнавальные игры. Тогда же появились литургическая драма и мистерия, куда проникли комедийно-сатирические мотивы. В XVI в. в Италии возникла так называемая комедия масок, ставшая высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения. В комедии масок выразился оппозиционный дух демократических масс, выступавших против феодально-католической реакции. Представления в этом театре создавались методом импровизации, основанной на разработке определенной сюжетной схемы. Спектакли имели злободневную сатирическую направленность, сопровождались музыкой, народными песнями и танцами. В качестве персонажей представлений выступали типовые "маски". Они неизменными переходили из одного спектакля в другой, чем подчеркивался социальный характер образа. Душой этого народного театра стали маски слуг, а объектом его нападок — купец Панталоне, лжеученый Доктор, дворянин Капитан и др. Труппы бродячих актеров постоянно подвергались гонениям со стороны светских и духовных властей и нередко были вынуждены уезжать из Италии. С конца XVI в. актеры комедии масок выступали во Франции, Испании, Англии, чем немало способствовали развитию европейского профессионального театра.

Расцвет итальянского народного театра продолжался до середины XVII в., затем он постепенно утратил свое значение. На рубеже XVII—XVIII вв. большую популярность приобрели итальянские кукольные театры, передвижные театры марионетоколо На рубеже XVIII— XIX вв. в Италии существовало больше четырехсот кукольных театров. До наших дней дожил театр марионеток, возникший в XVIII в. на острове Сицилия.

В конце XIX — начале XX в. специфическим явлением итальянского искусства стал расцвет диалектальных театров. Они, с одной стороны, ослабляли позиции общеитальянского национального театра, а с другой — конкретно отображали жизнь итальянского народа, повседневным разговорным языком которого по-прежнему оставались диалекты.

В начале XX в. в репертуаре итальянских театров значительное место стала занимать декадентская драматургия. Во время фашистской диктатуры театр Италии пережил глубокий кризис. Значительным явлением в театральной жизни страны была лишь деятельность нескольких творческих коллективов: театра под руководством драматурга и режиссера Луиджи Пиранделло, театра "Делле арти" во главе с актером и драматургом А. Дж. Брагалья и некоторых других.

В 1935 г. видный театральный деятель Сильвио д'Амико, находившийся под большим влиянием театральной эстетики К. Станиславского, стал одним из организаторов Национальной академии драматического искусства. В наше время этот центр занимается подготовкой новых кадров актеров и режиссеров итальянского театра.

После второй мировой войны на деятелей итальянского театра большое прогрессивное влияние оказало неореалистическое киноискусство страны. Особое место в итальянской культурной жизни занял Неаполитанский диалектальный театр, организованный драматургом, режиссером и актером Эдуардо Де Филиппо. Этот творческий коллектив, пользующийся огромной популярностью во всей Италии и хорошо известный во многих странах мира, долгое время не имел своего театрального зала. Отсутствие постоянной сцены — общая беда итальянских артистических трупп. Стационарные театры возникли в Италии лишь в конце 1940-х годов, и число их в настоящее время еще невелико. Ярким и своеобразным явлением летнего театрального сезона в Италии стали так называемые спектакли под открытым небом. Они проходят в развалинах античных театров в городах Сиракузы, Остия, Губбио, Фье-золе и некоторых других. Поскольку они до наших дней сохранили совершенную акустику, их используют и для оперной сцены. Оперы, дающиеся под открытым небом, каждое лето привлекают тысячи взыскательных слушателей.

Отдых в Италии

Об Италии