Музыка в Италии

Культура и общество Италии

Музыкальность итальянцев известна всему миру. Их народная музыкальная культура на протяжении многих веков проявлялась в различных формах. В деревнях всех областей страны издавна играли на народных инструментах: волынке, свирели, губной и обычной гармонике. Позднее там распространились также гитара и мандолина. Большим разнообразием, красотой и темпераментом исполнения отличались в прошлом итальянские народные танцы. В Лацио танцевали сальтарелло, в Ломбардии — ломбарду и бергамаску, в области Фриули — фурлану, на острове Сардиния — сардану. В наши дни старинные танцы почти повсеместно вытеснены современными.

Гораздо лучше сохранились народные песни. На северо-западе Италии распространены эпико-лирические канцоны, для северо-востока характерны лирические четверостишия виллотты.

Плавностью мелодии отличаются песни венецианских гондольеров — баркаролы. Кампания получила мировую известность благодаря своим лирическим песням — сторнеллам. На их основе в конце прошлого века зародился популярный и ныне жанр неаполитанской песни, получивший свое название по имени главного города области.

Трудно переоценить вклад итальянцев в развитие мировой музыкальной культуры. В XI в. итальянский монах Гвидо д'Ареццо создал нотное письмо и дал название семи нотам гармонии. Это изобретение имело огромное значение, так как оно позволило сохранить в веках музыкальное наследие многих народов. В первой половине XVI в. Джованни Пьерлуиджи Палестрина создал первые мессы (обедни) для пения на несколько голосов. В конце XVI в. Италия стала родиной оперы. Одним из первых оперных композиторов был Клаудио Монтеверди (1567—1643), опера которого "Орфей" получила широкую известность. На рубеже XVII и XVIII вв. в стране сформировалась инструментальная (фортепьянная и скрипичная) музыка. В это время жил и творил один из крупнейших мастеров музыкального искусства Антонио Вивальди, произведения которого исполняются во всех странах мира и поныне.

В XVIII в. наиболее известными были композиторы неаполитанской школы — Джамбаттиста Перголези, создавший оперу "Служанка-госпожа", Доменико Чимароза, написавший оперу "Тайный брак", и Луиджи Боккерини, прославившийся в веках своей инструментальной музыкой. В конце XVIII — начале XIX в. создавал свои оперы и симфонические произведения Луиджи Керубини. Он известен в историй европейской музыки и как блестящий теоретик.

XIX век вошел в историю итальянской музыкальной культуры как период расцвета оперного творчества таких всемирно известных композиторов, как Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти и Джузеппе Верди. Эти композиторы прониклись идеями национально-освободительного движения, волновавшими в то время всех передовых и патриотически настроенных людей Италии. В опере Россини "Вильгельм Телль" прозвучал призыв к борьбе за освобождение родины. Беллини вложил в свою оперу "Норма" страстную мечту о независимости Италии. Историко-патриотические оперы Верди "Набукко", "Ломбардцы в первом крестовом походе" и др. призывали итальянцев к борьбе за изгнание иноземных поработителей. Джузеппе Мадзини отметил значение опер Верди для национально-освободительного движения итальянцев в одном из своих обращений к самому композитору. "То, что я и Гарибальди делаем в политике, — писал он, — то, что наш общий друг Мандзони делает в литературе, то Вы делаете в музыке".

В конце XIX — начале XX в. в итальянском оперном искусстве определились новые направления и формы. На сцене утвердился натурализм. Главным его представителем был Руджеро Леонкавалло, опера которого "Паяцы" не сходит со сцен театров всего мира по сей день. К этому же направлению принадлежали Пьетро Масканьи, написавший оперу "Сельская честь", Франческо Чилеа и композитор с мировым именем Джакомо Пуччини. Популярные мелодии его опер "Богема", "Тоска", "Манон Леско", "Мадам Баттерфляй" и др. хорошо известны во многих странах.

В XX в. в итальянскую музыку проникли модернистские течения. Лишь немногие композиторы, например Ф. Малипьеро и И. Пиццетти, стремились к возрождению старых музыкальных традиций. Творчество многих современных композиторов отличается противоречивостью. Так, произведения Луиджи Ноно, Луиджи Даллапикколы, Л. Верно и др. , обращенные к социальной тематике, с одной стороны, отличаются высоким идейным звучанием, а с другой — надуманностью выразительных средств.

Высокого уровня достигло современное итальянское вокальное искусство. Мировую известность получили оперные труппы миланского театра "Ла Скала", неаполитанского — "Сан-Карло", венецианского — "Фениче" и др.

В наши дни любовь итальянцев к музыке проявляется по-иному, чем в прошлом. В городах теперь мало поют на улицах. Зато обращает на себя внимание большое число уличных торговцев "музыкой", особенно в южных городах. Они раскладывают на больших столах, расставленных на тротуаре, сотни пестрых кассет и включают магнитофоны на большую громкость. В предместье Неаполя Пьедигротта каждую осень проходит конкурс на лучшую народную песню, привлекающий огромное число участников и слушателей.

Ежегодно в стране проходит также множество конкурсов эстрадных певцов. Самый известный из них конкурс-фестиваль в Сан-Ремо. Эстрада страны пережила свой расцвет в конце 60-х — начале 70-х годов. В последние годы эстрада Италии, находясь под сильным американским влиянием, теряет свою самобытность и все больше американизируется.

Отдых в Италии

Об Италии