Изобразительное искусство и скульптура

Культура и общество Италии

Высокая художественная одаренность итальянцев нашла свое отражение также в изобразительном искусстве и архитектуре. На протяжении многих веков в итальянской архитектуре сохранялись традиции зодчества Древнего Рима. Это воочию можно видеть во многих итальянских городах. На улицах Рима, например, до сих пор соседствуют остатки архитектурных сооружений древности, великие творения мастеров итальянского Возрождения и здания XIX—XX вв.

Из памятников архитектуры Древнего Рима лучше всего сохранился Пантеон ("Храм всех богов"), построенный в 27 г. до н. э. и позднее дважды перестраивавшийся. В настоящее время он служит национальным мавзолеем. В одной из ниш Пантеона покоятся останки великого художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. Хуже сохранились постройки Форума — сначала рыночной площади, а позднее — центра общественно-политической жизни Рима. Но и от ансамбля Форума осталось много триумфальных арок, колонн, храмов, терм и пр. В центре города высится самый грандиозный памятник Древнего Рима — амфитеатр Колизей, построенный в 72 — 80 гг. н. э.

С началом распространения на Апеннинском полуострове христианства здесь стали сооружать первые христианские храмы — базилики. Их строили в византийском стиле, который больше всего утвердился в Равенне, ставшей столицей Западной Римской империи.

В начале XII в. в архитектуру Италии стал проникать с севера готический стиль. К лучшим архитектурным образцам его относятся, например, собор Сайта Мария-дель-Фьоре и церкви Сайта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции.

В конце XII в. отдали дань готике и создатели грандиозных замков и дворцов, положившие начало гражданской архитектуре. Эти дворцы строились, как правило, на больших площадях, которые были центрами городской жизни. Такие дворцы и сейчас высятся в Комо, Брешии, Перудже и многих других городах Италии. Всему миру известен дворец, украшающий флорентийскую площадь Синьории, получивший название Старый (палаццо Веккьо). Из этого сурового и величественного здания Флоренцией правили сначала Совет республики, а потом тираны Медичи. Они-то, располагая большими денежными средствами, и привлекали к своему двору лучших итальянских художников, архитекторов и скульпторов. Палаццо Веккьо был построен по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио (1250—1301) в конце XIII — первой половине XIV в.

Провозвестником и родоначальником реалистического искусства был живописец, скульптор и архитектор Джотто ди Бондоне (около 1266—1337). Главные его произведения сохранились в городах Ассизи, Падуе и Флоренции.

В XIV в. готика постепенно угасает. Культура и искусство Италии вступают в новую эпоху. Итальянские гуманисты с большим интересом изучают античное культурное наследие. Меценаты собирают произведения греческого и римского искусства. Археологи ведут раскопки, и древний мир, который для итальянцев всегда был живой легендой, вновь воскресает перед их глазами. Современники назвали эту эпоху Возрождением. Главное, чем проникнуты творения представителей эпохи Возрождения, — это их антифеодальная, светская и антиклерикальная направленность. Порвав со средневековой условностью, искусство Возрождения обратилось к человеку и природе, к научному изучению законов анатомии, оптики и перспективы.

Одним из основоположников архитектуры Возрождения был Филиппо Брунеллески (1377—1446). В своем родном городе Флоренции он отдал почти четверть века работе над церковью Сан Лоренцо, построил часовню Пацци, дворец Питти и другие здания. 20-е и 30-е годы XV в. Брунеллески посвятил завершению главного архитектурного памятника Флоренции — собора Санта Мария-дель-Фьоре. Постройку этого собора, возвышающегося в самом центре города, начали еще в конце XIII в. В XIV в. его, как и многие церкви Тосканы, облицевали цветным мрамором. Брунеллески воздвиг над собором грандиозный купол, о котором Микеланджело сказал: "Трудно сделать так же хорошо. Нельзя сделать лучше".

Ко второй половине XV — началу XVI в. относится деятельность великого зодчего Возрождения Донато Браманте (1444—1514). С его именем связаны такие замечательные творения, как дворик в монастыре св. Амвросия в Милане, церковь Сан Пьетро-ин-Монторио и дворец Канцелярии в Риме и, главное, проект нового здания собора св. Петра в Ватикане.

XVI век считается веком полного расцвета культуры и искусства эпохи Возрождения. В живописи и архитектуре этого времени наиболее ярко выразились эстетические идеалы итальянского народа, идеи гуманизма и вера в творческое и духовное могущество человека. Четырех представителей эпохи Ф. Энгельс назвал "титанами Возрождения". Первое место среди них занимает Леонардо да Винчи (1452—1519), гениальность которого была всесторонней. Он был не только великим художником, но прославился в веках и как математик, физик, архитектор, скульптор, изобретатель. Тем не менее в любой области Леонардо оставался прежде всего художником, одаренным необычайным чувством прекрасного. В своей живописи Леонардо да Винчи, мастерски сочетая рисунок, светотень и цвет, как бы ваял фигуры людей. В настоящее время во всем мире известно двенадцать или четырнадцать произведений живописи великого художника. Главные из них — "Тайная вечеря", "Мадонна с цветком", "Мадонна с младенцем", "Портрет дамы с горностаем", "Мадонна в скалах", "Джоконда" — открыли новый этап в истории искусства, который получил название Высокого Возрождения.

Почти столь же многогранным было творчество Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Он вошел в историю искусства как скульптор, живописец, архитектор, поэт. Живопись и скульптура представляли для него, по его собственным словам, "единое искусство". Всемирную известность получили скульптуры Микеланджело "Пьета" ("Оплакивание Христа"), "Давид", "Моисей", гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. Ему принадлежит также создание купола собора св. Петра в Ватикане. Там же великий мастер Возрождения расписал на темы Ветхого завета плафон Сикстинской капеллы, а на ее алтарной стене создал фреску "Страшный суд".

Одновременно с Микеланджело в Ватикане трудился другой гений итальянского Возрождения — Рафаэль Санти (1483—1520). В росписях нескольких станц (комнат) Ватиканского дворца он прославил земное бытие человека, гармонию его духовных и физических сил. Великий художник заслуженно считается создателем академического искусства. Образы, запечатленные Рафаэлем, полны лиризма и внутренней гармонии. Его ранние работы, например "Мадонна Конестабиле" и "Обручение Марии", несут печать сдержанного изящества и светлой романтики. В более поздних работах, таких, как "Мадонна в зелени" и "Мадонна Грандука", подчеркивается гармония человека и мира. В портретах Б. Кастильо-не, папы Льва X и др. Рафаэль создал образы своих современников, раскрыв не столько их личные черты, сколько идеал, к которому должен стремиться человек. К позднему периоду творчества художника относится создание им полного лиризма и высокой душевной чистоты образа "Сикстинской мадонны". Рафаэль Санти прославился и как архитектор. После смерти Браманте он возглавил работы по постройке собора св. Петра.

В конце XVI — первой четверти XVII в. в искусстве Италии стал преобладать вычурный, пышно-декоративный стиль барокко. Главным его выразителем стал скульптор и архитектор Лоренцо Бернини (1598—1680). Творчество этого прославленного мастера проходило главным образом в Риме. На площади св. Петра он создал колоннаду из 284 колонн, украшенных ста сорока статуями святых. Интересная скульптурная работа Бернини — фонтан Четырех рек, украшенный аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы. Он стоит в старой части Рима на пьяцца Навона.

На этой же площади работал другой талантливый представитель итальянского барокко — архитектор Франческо Борромини (1599—1667). Напротив фонтана Четырех рек он построил церковь Сант Аньезе. Второе известное его произведение — церковь Сан Карло у Четырех фонтанов.

Среди многих итальянских художников XVII в. наиболее ярким талантом отличался Микеланджело да Караваджо (1573—1610), ставший основоположником реалистического направления в европейской живописи. Творчество Караваджо отличает невиданная прежде монументализация обыденного мира, проявившаяся уже в его ранних картинах "Вакх" и "Концерт". Важным компонентом его произведений стал натюрморт. В XVIII в. в изобразительном искусстве Италии ведущее место стали занимать венецианские живописцы, среди которых наиболее известны Джованни Антонио Каналетто (1697—1768) и Джан Баггиста Тьеполо (1696—1770).

Для архитектуры XVIII в. кроме постройки церквей было характерно сооружение роскошных громадных дворцов, богатых вилл, фонтанов и театров. Подобные строения воздвигали по всей Италии. В Риме к ним относится фонтан Треви, созданный архитектором и скульптором Никколо Сальви, и Испанская лестница, воздвигнутая по проекту Франческо де Санктиса, в Милане — оперный театр "Ла Скала", построенный архитектором Джузеппе Пьермарини.

На рубеже XVIII—XIX вв. в итальянском изобразительном искусстве сложилось новое направление — классицизм. Главным представителем его стал скульптор и живописец Антонио Канова (1757—1822), создавший известную скульптуру "Паолина Боргезе в виде Венеры".

В период национально-освободительного движения XIX в. зародился итальянский романтизм, главным очагом которого стала Ломбардия, а крупнейшим представителем — живописец Франческо Айец (1791—1882). Затем, после объединения Италии, получило развитие реалистическое искусство бытового жанра и пейзажа. В этот период наибольшей известностью пользовался скульптор Винченцо Вела (1820—1891).

В конце XIX в., когда Италия стала превращаться в одну из империалистических колониальных держав, в художественном мире страны создалась благоприятная обстановка для возникновения анархического по своему духу течения — футуризма. Его расцвет в живописи и скульптуре приходится на 1910—1920-е годы. Видные представители итальянского футуризма в живописи — Умберто Боччони и Дж. Северини использовали в своем творчестве пересечения линий, сдвиги, наплывы форм, многократное повторение мотивов.

После второй мировой войны в итальянском искусстве получили распространение разновидности формализма. С ними постоянно ведут борьбу талантливые приверженцы современного реалистического направления, которое возглавляет живописец, график, общественный деятель Ренато Гуттузо (род. в 1912 г.). Его творчество неразрывно связано с социальными проблемами Италии, с интересами итальянских трудящихся. В своих картинах художник-коммунист обличает противоречия буржуазного мира, призывает к борьбе за революционные преобразования современного общества. К выдающимся мастерам реалистического направления относятся также Франческо Мессина и Эмилио Греко.

Отдых в Италии

Об Италии