Итальянская литература

Культура и общество Италии

Итальянская художественная литература известна за пределами страны несколько меньше, чем ее изобразительное искусство. Между тем Италия дала миру немало талантливых писателей и поэтов. Расцвет литературы начался в Италии в XIII в. В середине века во Флоренции достигла своих вершин поэтическая школа "Дольче стиль нуово" ("Новый сладостный стиль"), из которой вышел Данте Алигьери (1265—1321).

XIV век вошел в историю Италии и всего человечества как период расцвета поэзии и прозы, развития идей гуманизма в итальянской культуре. Это был век блестящего творчества Данте, Петрарки и Боккаччо. Место Данте Алигьери в истории мировой культуры образно определил Ф. Энгельс: "Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой.

Это — итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени". Комедия Данте, названная в конце XIV в. "Божественной", — одно из лучших созданий человеческого гения. Сто песен ее охватывают всю историю мира от Адама до современников самого Данте и все воображаемое земное пространство. Три части ее названы "Ад", "Чистилище" и "Рай" — по трем замогильным царствам, где проходят загробные скитания поэта. Великий флорентиец поставил в "Комедии" моральные, богословские, политические проблемы своего времени и отразил жизнь современной ему Италии. Благодаря дантовским гуманистическим идеям, воплощенным в поэтическую форму, благодаря тому, что Данте затронул самые животрепещущие вопросы прошлого и настоящего всей Италии, "Божественная комедия" стала в стране главной национальной книгой того времени.

Родоначальником гуманизма эпохи Возрождения был поэт Франческо Петрарка (1304—1374), оставивший миру "Сборник песен", содержащий 366 произведений — сонетов, баллад, мадригалов и др. Все они отличаются блестящим стилем и живостью выражения самых глубоких человеческих чувств. Особенно лиричны ставшие всемирно известными сонеты Петрарки, в которых он воспел любовь к Лауре. В историю итальянского языка Петрарка вошел как поэт, заложивший основы правильной поэтической речи, превзойдя в этом даже Данте.

В истории итальянской прозы подобную роль сыграл Джованни Боккаччо (1313—1375). В своем главном произведении — собрании ста новелл, получившем название "Декамерон", он создал бессмертную сатиру на средневековое общество. С большим юмором Боккаччо бичевал безнравственность и ханжество церковников, противопоставляя им благородных и искренних людей из народа.

В середине XVI в. в Италии наблюдался расцвет героического эпоса. Придя из Франции, родины поэзии трубадуров, он сначала существовал лишь в фольклоре; затем перешел в литературу, где развился в жанр так называемого рыцарского романа. В подобных произведениях обычно воспевались подвиги героя-рыцаря, совершаемые им во имя собственной славы, любви и религиозно-нравственного совершенства. В Италии наиболее яркими представителями этого жанра были Лодовико Ариосто (1474—1533), прославившийся рыцарской песнью "Неистовый Роланд", и Торквато Тассо (1544—1595), написавший героическую поэму "Освобожденный Иерусалим".

XVII век был в Италии веком упадка почти всех жанров ее литературы.

Крупнейшим представителем итальянской литературы XVIII в. был Карло Гольдони (1707—1793), ставший создателем итальянской национальной комедии. Гольдони написал блестящие реалистические пьесы с остросоциальными сюжетами. Лучшие из них "Слуга двух господ", "Трактирщица", "Самодуры". Традиции комедии масок продолжил в своих пьесах-сказках Карло Гоцци (1720—1806). Наиболее известные из них — "Король-олень" и "Турандот" — до наших дней ставят в театрах разных стран.

Следующий этап в развитии итальянской литературы был связан с усилением национально-освободительной борьбы. Основным направлением в литературе, как и в изобразительном искусстве в этот период стал романтизм. Первым писателем-романтиком в Италии был Джованни Бершэ, автор "Полусерьезного письма Хризостома" и многих народно-патриотических произведений. Новое направление возглавил Алессандро Мандзони. Произведения этого талантливого писателя (особенно его роман "Обрученные"), поборника независимости и национального объединения Италии, оказали огромное влияние на итальянское общество того времени. Из поэтов к романтикам близок Джакомо Леопарди (1798— 1837).

В конце XIX — начале XX в. главным течением итальянской прозы стал так называемый веризм (от итальянского vero — правдивый). Для этого течения были характерны интерес к быту простых людей, особенно крестьян, и правдивое изображение их жизни. Главой веризма стал Джованни Верга, выпустивший сборник "Жизнь полей". Наиболее крупными представителями этого течения были Грация Деледда и Луиджи Капуано. Близок к веризму был обаятельный писатель-демократ Эдмондо де Амичис (1846—1908). Его книга для детей "Сердце" переведена на многие языки мира. Особое место в итальянской литературе конца прошлого столетия принадлежит писателю, участнику национально-освободительного движения Карло Коллоди (1826—1890). Мировую славу ему принесла сказочная повесть "Приключения Пиноккио".

На рубеже XIX—XX вв. были написаны многие произведения итальянского драматурга Луиджи Пиранделло (1867— 1936). Некоторыми своими пьесами, среди которых "Шесть персонажей в поисках автора", "Сегодня вечером играют на тему" и др. , он проложил новые пути для театрального искусства не только в Италии, но и во всем мире.

Часть писателей (как и художников) первой половины XX в. оказалась под влиянием футуризма. Его основоположники Филиппо Томазо, Ф. Маринетти, призывая к войне и разрушению культуры, дошли до прямой проповеди профашистских идей.

На развитие современной итальянской литературы большое влияние оказал крупнейший итальянский теоретик-марксист Антонио Грамши. Его критические статьи о театре и литературе способствовали утверждению реалистического направления.

Итальянским рабочим, социальной борьбе в стране посвящены произведения "Метелло", "Семейная хроника" и др. писателя-антифашиста Васко Пратолини. Жизнь крестьян-бедняков отражена в лучших произведениях — "Христос остановился в Эболи" и "Слова — камни" — писателя и видного общественного деятеля страны Карло Леви. С разоблачением приспособленческой морали буржуазной интеллигенции выступает во многих своих романах и рассказах крупнейший писатель-реалист Альберто Моравиа. Большую известность получил детский писатель Джанни Родари. Его сказки "Приключения Чипполино" и "Джельсомино в стране лжецов" пользуются популярностью у детей многих стран мира.

Огромные книжные богатства страны хранятся в ее многочисленных библиотеках. В настоящее время в Италии существует 31 государственная библиотека и около 50 библиотек при различных академиях и институтах. Богатейшие собрания научной литературы сосредоточены также в университетских библиотеках.

Отдых в Италии

Об Италии